regalis.ru

ПОПУЛЯРНОЕ

НОВИНКИ

Организация и проведение социально психологического тренинга - Социально-психологический тренинг

.

Деловое общение можно определить как взаимодействие, служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности [36]. В деловом общении предметом общения является дело, а основной задачей - налаживание продуктивного сотрудничества. В любой социальной организации имеется достаточно устойчивая структура формальных прав и обязанностей. Это организационная структура учреждения или предприятия. Нормативная документация фиксирует стандарты поведения, соответствующие определенному статусу [17].

Нормативно закрепленный ожидаемый стандарт определяет и поведение руководителей. Как субъект формального поведения, он выступает должностным лицом, реализующим властные полномочия в соответствии со сферой своей компетенции.

Руководитель получает информацию как о системе в целом, так и об отдельных ее подсистемах. Затем он преобразует ее, придавая информации качественно иной характер. Исходящая от руководителя информация то, что принято называть управленческим решением имеет побудительную функцию. Таким образом, в ходе управленческого общения реализуются три функции: В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя монолог и диалог участников, то есть публичную речь.

Эффективность делового общения можно повысить с помощью социально-психологического тренинга. В литературе существуют различные определения социально-психологического тренинга. В качестве одного из них приводится следующее: Цели и смысл тренинговой работы определяются тремя основными группами требований: Социально-психологический тренинг делового общения является одним из методов организационно-психологического воздействия на основе соответствующей подготовки руководителей.

При его проведении следует учитывать следующие моменты. Во-первых, социально-психологический тренинг имеет свою строго очерченную предметную область, свой диапазон применения и свои ограничения. В этом контексте можно сказать, что он имеет целью научить руководителей максимально использовать возможности делового общения для решения целей организации, способствовать их профессиональному росту.

В то же время это невозможно без осуществления личностного роста должностных лиц. Социально-психологический тренинг является частным методом психологического воздействия, действующим в четко очерченном круге локальных психологических задач. Во-вторых, социально-психологический тренинг эффективен только в рамках системной социально-психологической подготовки.

В-третьих, он не может толковаться расширительно и подменять групповую психотерапию. С методической точки зрения он не является чем-то оригинальным и даже самостоятельным.

Это на первый взгляд противоречит идее гуманистической психотерапии. На практике это делается следующим образом. Его роль направлена не на обучение группы, а на интеграцию с ней: На предварительном этапе решаются следующие основные задачи: Стадии развития групп со спонтанной динамикой. Вместе с тем социальный интеллект имеет отношение скорее к социальному приспособлению, чем к глубокому пониманию [23]. Потом партнеры меняются местами. Молчащее и говорящее зеркала. Однако для этого требуются особое мастерство и способность к синтезу, которые вырабатываются на основе опыта работы. Эксвуайеризм и революция психоанализа Перепады настроения, навязчивые мысли.

Социально-психологический тренинг делового общения включает: Однако в данном случае тренинг сенситивности выступает не в качестве самостоятельного, а всего лишь вспомогательного приема, осуществляемого на основе применения методов групповой психотерапии [23]. На практике сложились непростые отношения между социально-психологическим тренингом и групповой психотерапией.

Принципы социально-психологического тренинга

Социально-психологический тренинг нельзя сводить к групповой психотерапии, так как последняя решает совершенно другие задачи.

В то же время он не может обойтись без. Социально-психологический тренинг - своего рода синтез ролевой игры и групповой психотерапии. В этом состоит его специфика, отличие от всех остальных методов социально-психологического воздействия. С этих позиций нужно производить разграничение между ним и другими методами. Социально-психологический тренинг делового общения представляет собой сплав групп тренинга сенситивности и групп организационного развития, то есть групп, обеспечивающих личностный и профессиональный рост.

Практически невозможно составить стройную и наглядную систему взаимосвязи и взаимодействия различных групповых методов в силу того, что в этой области до сих пор практика значительно опережает теорию что отмечал еще К. Можно лишь рассмотреть отдельно основные мировоззренческие концепции; теории, объясняющие психологическую реальность в особых терминах и с особой точки зрения; специальные формы групповой работы и ее методы. Сложность стройной систематизации заключается еще и в том, что практика групповой работы, исходящая в своих целях и задачах из конкретно поставленных заказчиком проблем, может использовать при их решении самые различные средства психологической работы.

Тренер может объединить непримиримые теории и разработать синтетическую модель решения задачи. В одном и том же курсе тренинга управленческого персонала ведущий может использовать и принципы гуманистической психологии, и законы научения; обучает участников методам трансактного анализа и проводит психо- и социодраматические игры; сочетает формы тренинга сенситивности и тренинга умений.

Единственным выходом из теоретического хаоса становится умение психолога-практика ставить в центр работы конкретные цели исходить из конкретной ситуации, в которой ему предстоит работать. Для практического психолога приобретают важность эрудиция в области психологической науки и мастерство в области различных практических методов.

Основы социально-психологического тренинга (методические разработки)

Выделяют три основных психологических направления, представляющих различные типы мировосприятия: Рассмотрим два из них - экзистенциально-гуманистический и бихевиористский как системы философских взглядов на мир и человека, включающие в себя ряд основополагающих принципов отношений между людьми. Философия экзистенциализма основана на постулате свободы и бесконечного потенциала каждой личности, утверждения, что жизнь человека определяется системой его выборов, происходящих в любой момент времени и определяющихся исключительно целями и желаниями личности.

Согласно концепции экзистенциализма никто и ничто не в состоянии повлиять на жизненный путь человека, из такой мировоззренческой позиции логически следуют такие принципы психологической работы: Большинство этих и других понятий гуманистической психологии ввел К.

Роджерс, который считал отношения клиента и психолога прообразом конструктивных межличностных отношений. А сама личность представляется им как постоянно меняющаяся, соотносящая представления о себе и жизненный опыт в процессе бесконечной самоактуализации, развития, роста. Идеальная личность в теории К. Роджерса - это и есть личность становящаяся, обладающая способностью и желанием быть самой. Основной задачей психолога является обеспечение безопасной для клиента ситуации, в которой он мог бы ослабить свою защиту и приобрести новый опыт.

Актуальна для групповой психотерапии проблема переноса опыта, приобретенного в группе, в реальную жизнь. Роджерс в своих работах выдвинул гипотезу о том, что чем выше статус и престиж человека в обществе, тем труднее ему вступить в открытые психологические отношения с другими людьми.

Схема переноса группового опыта происходит, по Роджерсу, следующим образом: Групповой опыт приводит участников к тому, что они становятся более свободными в выражении позитивных и негативных чувств, начинают устанавливать с окружающими более реальные отношения, вместо того чтобы прятать их, пока они не станут взрывными, у человека увеличивается ответственность за собственные действия, растут самостоятельность инициативность в работе [28].

Вообще, идеальная личность в концепции гуманистической психологии представлена в терминах самоактуализации. Маслоу в результате проведенных изысканий среди тех людей, которые подходили под определение развивающихся, выделил ряд черт, свойственных таким людям.

Можно отметить некоторые из них:. Концепция гуманистической психологии в большей степени разработана с философских, чем с психологических в позитивистском понимании позиций. Методы психотерапии Роджерса не предполагают проведения экспериментов для доказательства истинности того или иного психологического утверждения или правила.

Эти методы близки по своей форме и содержанию к принятым в философии методам умозаключения, интроспекции и умозрения. Для того чтобы понять смысл неформализованных методов и методик гуманистической психологии, необходимо помнить, что ее идеи имеют явно антипозитивистскую окраску и с момента своего зарождения противопоставлялись психоаналитической и бихевиористской системам.

Роджерс в начале своей работы с группами категорически отвергал использование каких-либо формализованных методов, занятия в группах носили полностью недирективный характер. В дальнейшем такой подход был изменен в сторону большего структурирования процесса психологического воздействия [28]. Социально-психологический тренинг общения необходимо подразумевает определенность целей и задач, решаемых в процессе групповой работы, четкость программы курса.

Это на первый взгляд противоречит идее гуманистической психотерапии. Однако принципы этого подхода являются универсальными, мировоззренческими и в современной психологической теории принимаются как очевидные даже представителями непримиримых и узкоспециальных теорий.

Такие постулаты, как необходимость обеспечения благоприятного социально-психологического климата для клиента, доверие и безусловное принятие, высокая способность психолога к эмпатии и т. Таким образом, работа практического психолога в рамках гуманистической ориентации не только не мешает ему использовать различные методы и техники других психологических школ, но и является необходимым условием успешной и эффективной работы с группой.

Стоит заметить, однако, что экзистенциально-гуманистический подход не обеспечивает необходимого набора технологий для социально-психологического тренинга. Гораздо большую практическую направленность имеет бихевиористский и необихевиористский методы тренировки различных навыков и коммуникативных умений. Бихевиоризм часто критикуется за механистическую ориентацию в изучении личности, которая рассматривается как объект воздействия различных внешних факторов и является как бы результатом этого воздействия.

Однако такое категорическое отношение нельзя распространять на теории, развившиеся в русле необихевиоризма, в частности теорию социального научения, основанную американским социальным психологом А. Основная идея его работ заключается в том, что люди, приобретая некоторые стереотипы социального поведения, склонны имитировать такие модели, которые, очевидно, положительно подкрепляются [4]. Положительное подкрепление имеют социальные характеристики и выражается это в публичном одобрении: Прикладное значение идей А.

Бандуры приобретает особый смысл в тех случаях, когда перед психологом стоит задача выработки определенных навыков и умений. Согласно проведенным исследованиям методы бихевиорально ориентированной терапии оказываются гораздо более эффективными, чем другие психотерапевтические подходы, в тех случаях, когда требуется выработать или изменить какие-либо поведенческие стереотипы.

Тренинг делового общения, имеющий четкие цели и задачи и ориентированный в первую очередь на конкретные результаты, требует именно применения технологий воздействия на социальное поведение человека, т.

Работа в этом русле позволяет решить многие жизненные проблемы, мало того, служит личностному, в частности профессиональному, росту участников тренинговой группы.

В социально-психологическом тренинге делового общения практически решается проблема синтеза принципов гуманистической терапии и технологий поведенческого метода. Вообще, теоретические противоречия различных систем психологического знания, существующие на умозрительном уровне, достаточно успешно разрешаются на уровне реальной практики, которая ориентируется на выполнение конкретных задач. Групповая работа многих специалистов предполагает применение различных подходов: Эффективно применение в социально-психологическом тренинге делового общения метода нейролингвистического программирования НЛПкоторый хорошо зарекомендовал себя в обучении, менеджменте, бизнес-консультировании.

НЛП представляет собой эффективную систему техник, позволяющих проводить воздействие на человеческое поведение в сфере межличностных отношений.

Наибольший интерес у ведущего тренинг делового общения вызывают те элементы НЛП, которые касаются умения адекватно воспринимать вербальную и невербальную информацию о партнере по общению, устанавливать и поддерживать межличностный контакт. НЛП использует несколько основных идей.

Человек обладает тремя репрезентативными системами, с помощью которых он воспринимает информацию об окружающем мире: У каждого человека одна из этих систем развита больше используется чаще, чем. Поэтому успешное общение во многом зависит от того, одинаковые или разные репрезентативные системы используют партнеры по общению.

Для установления взаимопонимания с собеседником необходимо сначала диагностировать используемую им систему и вербально и невербально продемонстрировать свою солидарность. Люди создают индивидуальные картины мира, которые могут быть совсем не похожими на реальную жизнь: Выявлению изменению индивидуальной картины мира способствует техника лингвистического анализа и программирования.

По утверждению опытных психологов-тренеров, владение самыми различными технологиями воздействия обеспечивает эффективное решение поставленных задач. Однако для этого требуются особое мастерство и способность к синтезу, которые вырабатываются на основе опыта работы. Во всех формах психологического тренинга стиль ведения группы определяется прежде всего теоретическими воззрениями ведущего, опытом его работы индивидуальными особенностями.

Однако несмотря на это, в любой групповой работе проявляется так называемый групповой эффект, а основной функцией тренера оказывается управление групповым процессом. Основными операциями, обеспечивающими эту функцию, являются следующие:.

Особо следует подчеркнуть роль ведущего в достижении целей тренинга.

Коментарии:
  • Кризисы роста в развитии тренинговой группы.

regalis.ru

Copyright © 2016-2017